Библиотека. Хорошо, когда удается!

(почти не приукрашенная история)

    Как-то, работая инструктором по обучению пилотированию дельтапланов и парапланов, со мной на практике произошла одна история. В принципе, ничего удивительного в ней, особенно профессионалы-парители, не найдут. Однако, поскольку мне приходилось ее рассказывать уже довольно много раз, я решил ее описать здесь раз и на всегда, в более художественном виде специально для молодых пилотов, дабы не придумывать год от года все больше разных подробностей.

     Итак. Началось все с того, что я повез группу учлетов дельтапланеристов в Крым на гору Клементьева, чтобы они смогли закрепить и реализовать полученные при начальном обучении практические навыки. Парапланеризм, как спорт, был тогда очень молод и со мной было всего пару начинающих парапланенристов, одним из которых была одна, довольно активная девочка. Дело было в те времена, когда нормальных куполов  было не очень много и большое количество молодых пилотов летали буквально на чем попало, а уж учились на чем попало и подавно.
    В этот год нам явно не повезло. Август месяц. Погода в прямом смысле издевалась над всеми летающими. Изо дня в день стояли звенящие штили, и кое-как полетать могли лишь счастливые обладатели каррингтоновых куполов от Аэроса, Олега Зайцева и некоторых других забугорных фирм. Дельтапланеристы же просто скучали и изредка "сигали" сверху вниз, чтобы "сбить охоту". Их  примеру следовало и множество начинающих парапланеристов на болоньевых учебках. Редко, когда удавалось продержаться в динамическом потоке или редких термиках больше, чем 10-15 минут и набрать больше, чем 50 м над точкой старта.
    Мои учлеты, ничем не отличались от всех остальных и, как заведенные, летали сверху вниз почти каждый божий день. У них это получалось отлично, поскольку все было отработано на маленьких горках дома. Однако здесь ведь целых 150 метров высоты! Таким образом, интерес поначалу был.
    Неделя прошла без особых летных успехов и, когда настал очередной день с такой же слабо-термичной, попросту дохлой, погодой, моя девочка-ученица, совершив пару посадок внизу под южным склоном горы, начала меня доставать, что ее учебный "Орион" совсем не летает и, вообще, выразила свое большое "ФЕ!" по поводу полетов в таких условиях. Еще бы! Я ее прекрасно понимал, поскольку мне было жарко тоже, не смотря на то, что я не поднимался с низу вверх три раза подряд, как она. Но что поделаешь - издержки обучения.
    Дело уже подоходило к обеду и остатки утреннего морского бриза, в котором еще можно было как-то полетать, почти улетучились. Настал момент, который моряки называют "мертвый штиль".  В воздухе не осталось никого даже на "Супрах" и "Эделях". Желающих стартовать в таких безнадежных условиях тоже не было. Парапланеристы большей частью сидели на склоне, лишь изредка подпрыгивая в небольших пузырьках по одной-две минуты - "а вдруг".
    Девчонка от меня не отставала и продолжала с явным вызовом утверждать, что купол нелетающий вообще. И кто бы  еще говорил! У самой вес всего 45 кг - это на 26 квадратах-то. Да, с такой маленькой загрузкой ей бы летать и летать, а она видишь ли - "не держит!". Нелегко ей давалось парение и она постоянно теряла поток, отходя попривычке далеко от склона.
    - Раз ты говоришь, что на ЭТОМ Орионе сейчас можно отлично летать, так покажи! - Поставила она безжалостную точку.
    Ну, что мне оставалось делать? А делать было нечего - я ведь инструктор, да и вся гора слышала нашу перебранку. Знакомые пилоты  и просто, случайные зрители, которые почему-то всегда присутствуют при всяких скандальных историях, уже с интересом поглядывали в мою сторону ожидая очередное "цирковое представление". Часть из них уже отцепились от своих куполов и начали подходить поближе, чтобы не пропустить - как это "Я БУДУ ПОКАЗЫВАТЬ", а заодно подлить масла в огонь, а то вдруг я откажусь лететь вниз.
    Удивительно, но несмотря на абсолютно неблагоприятные погодные условия и неспособствующие полетам подзадоривания, я, тем не менее, прицепился к упомянутому куполу и с "гордым" видом стал, а вернее сел, ждать очередного дуновения. Прыгать тут же в "мертвый" воздух желания не было. На худой конец я бы мог сделать старт в каком-нибудь небольшом пузырьке, резко развернуться и тут же совершить посадку на склон чуть пониже старта.
    А тут "как назло" заштилило совершенно конкретно. Исчезли даже легкие дуновения с разных сторон, которые имеют место почти всегда. Вместе с ними исчезли шансы сделать даже такой простой, но всегда производивший впечатление, финт.
    Через двадцать минут мои зрители поскучнели и начали расходиться, поскольку становилось невыносимо жарко. Однако меня это затишье в природе лишь больше уверило, что "шоу" может получиться. Дело в том, что очень часто в тихую солнечную погоду после глубокого заштиливания сходит мощный термический поток. Я несколько раз в своей практике не только наблюдал, но и успевал стартовать и попасть в центр такого потока. Хотя продолжительный полет в этом случае получается редко, но набрать высоту иногда можно. Мне этого было бы достаточно, и я ждал именно такого потока. Только он мог спасти меня от "позора". Я был уверен, и я ждал.
    Прошло еще минут пятнадцать. Ситуация не менялась. Мое вынужденное упрямство или, как я думал, уверенность достигли своего апогея. К этому моменту на старте осталось всего несколько человек, да и те, потеряв интерес к затрагивающему мою честь событию, лениво пялились в виноградную долину Коктебеля, обмениваясь репликами, уже не имеющими никакого отношения к последним событиям... Сонное царство...

    ...И тут я ЕГО увидел, а вернее даже услышал. Легкий шорох на грани слышимости, в полукилометре внизу, по виноградникам. Шорох поначалу пропадал, но я чуствовал - не послышалось, и еще внимательнее стал изучать окружающую природу. Ни одного облачка, которые обычно подсказывают места, откуда сходят мощные потоки. Ни дуновения. Пытаясь увидеть поток я внимательно просматривал долину и виноградник на предмет наличия пыли за движущейся машиной или дымок от какого нибудь кострища. Это могло бы мне подтвердить мои галлюцинации и подсказать куда сносит поток, чтобы занять более выгодную позицию на горе. Ничего. По листьям на винограднике, безусловно, можно было бы увидеть направление движения потока, но до них было слишком далеко, чтобы это движение разглядеть достаточно точно. Мне не хотелось также проявлять излишнее внешнее  беспокойство, и привлекать к себе новое внимание и новые колкости от собратьев по крылу. Да, к тому же, поток может быть таким слабым и узким, что и одному удержаться в нем будет проблематично, а не то, что кучей, постоянно "расталкивая" друг друга.
    ...Через минуту шорох был слышен уже постоянно хотя и очень тихо. Слышать его можно было только в сильном напряжении и не отвлекаясь на болтовню. Наконец он, достигнув определенной силы пропал. Поток сошел с виноградника и стал неслышим. Куда пошел поток? Ко мне, на гору или в долину?..  Да, нет же,.. Точно на гору! Гора всегда притягивает отрывающийся от земли термик. Тем более, что виноградники тянутся вдоль всей горы почти шесть километров и, следовательно, если бы поток пошел вдоль, то шум стихал бы постепенно. Итак. Это ко мне!.. Я медленно, пытаясь не привлекать внимание, начал приподниматься. Среди опытных пилотов, особенно, если идут соревнования, даже это сделать незаметно обычно невозможно. Все друг друга "пасут" и сразу догадываются, что здесь что-то не так, таким образом, проявляя бдительность, начнут готовиться к старту тоже. Возникнет каша и никто ничего красивого не покажет. Таких пилотов сегодня на горе было предостаточно, и я рисковал оказаться в потоке не один да еще и с пилотами на более совершенных крыльях. Но деваться некуда, уже надо действовать, а то опоздаю. Нужно занять исходную позицию быстро и вовремя, так, чтобы другие пилоты, ориентируясь на меня, уже не успели подготовиться к полету. Следовательно я должен четко расчитать время, когда поток подойдет к точке старта снизу и начать шевелиться оставив себе лишь несколько десятков секунд на подготовку и сам старт.
    Я привстал, поправил купол, краем глаза заметил, что пару пилотов повернули ко мне головы. Нельзя на них смотреть, а то точно догадаются. И я, продолжая делать вид, что просто затекли руки-ноги, занимаю исходную позицию. Все! Теперь уже ничего не скроешь. Все понятно - я собираюсь стартовать. Однако я знаю, что до потока всего несколько секунд и несколько десятков метров. Поток действительно двигался очень медленно. Но его присутствие уже было очевидно. Появилось и исчезло кратковременное дуновение в спину, говоря о том, что уже вот-вот. Южный склон на горе очень крутой и, стоя на старте, не возможно увидеть, что происходит на его средине. Заслоняет перегиб горы. Однако около двадцати метров просматривается  отлично. Я замер в напряжении последних предстартовых секунд приковав свой взгляд к редкой травке торчащей на склоне  впереди. Это мой последний индикатор...
    Поток выскочил из-за перегиба склона, прижав травинки к земле, и хотя движения воздуха еще не чувствовал я рванул сместа, как обычно, расчитывая поднять, выровнять купол и оказаться в воздухе до встречи с потоком.
    Все прошло отлично. В поток вошел через пару секунд после отрыва. Сразу заложил плавный разворот манипулируя весом и почти не вмешиваясь клевантами. Зная, что учебные купола имеют малый запас скорости, я берег ее для более крутого маневра.  Предполагая, что центр потока находится правее моей точки старта, я  продолжал делать плавный разворот вправо с постоянным набором высоты около 1м/с. Я не ошибся и в этот раз, потому что развернувшись не более, чем на девяносто градусов, теперь я летел вдоль склона на высоте метров 15-20, ощутил мощный толчок под правое крыло. Не медля ни доли секунды, я перебросил весь свой вес на правую сторону и довольно глубого зажал правую клеванту. Купол нехотя повиновался, продолжая поворачивать вправо, однако крен аппарата не увеличился, что было лишним подтверждением, того что это центр потока, который пытается вытолкнуть меня из себя.
    Поток был достаточно ровным. Он практически стоял над одним местом, чуть правее места, откуда я стартовал, и был достаточно широк. Мне оставалось только внимательно центровать его. Я прекрасно понимал, что даже кратковременная потеря теплого пузыря на такой малой высоте будет значить быструю посадку, и старался изо всех сил. Болтало в воздухе не сильно, таким образом находясь в сирали и постоянно подправляя траекторию полета, я набрал около сотни метров. Это позволило мне немного расслабиться и, продолжая крутиться, потратить пару секунд на созерцание общей обстановкм. Первое, что мне бросилось в глаза, это толпа бегущих к старту, с бутербродами в зубах, оставшихся на замле пилотов, моих наблюдателей и остряков. С этой высоты уже трудно было понять, кто - где. Второе, что я увидел одновременно с первым, было менее приятно. Пару человек на продвинутых куполах какой-то буржуйской фирмы оказались все-таки на чеку и тоже стартовали. Однако они были пока значительно ниже меня и немного в стороне. Они пока не мешали, однако, это значило, что часть моего внимания теперь прийдется уделять и им во избежание коллизий.
    Больше никто не делал попыток стартовать. Из этого я сделал вывод, что поток на старте закончился и, как это принято говорить, "кто не успел, тот опоздал". Теперь я наконец оценил его размер. Общий диаметр был примерно метров 250. Приблизительно такое расстояние, или чуть меньше было до моих оппонентов. Это очень много, особенно для малой высоты. Мы продолжали крутиться в одиночестве практически не мешая друг другу.  Очевидно восходящий поток имел несколько мелких центров. Я спиралил в одном, а те двое пилотов в другом. Разница в качестве крыльев была заметна, двойка пилотов потихоньку догоняли меня по высоте. Меня это не сильно беспокоило. Я отлично понимал, что никак не смогу конкурировать в этом полете с ними, поскольку сейчас я был со своими семьюдесятью килограммами на двадцатишестиметровой учебке, к которой был абсолютно непривычный, да еще без приборов, которые могли бы повысить эффективность моей работы.
    На высоте нескольких сотен метров поток заметно ослаб и начал распадаться. Это было заметно по тому, что скороподъемность в центре потока практически сравнялась со скороподъемностью на его периферии. Центр потока становился все менее и менее различимым. В мою задачу не входило лететь куда-либо, я хотел только лишь "показать". Кроме того, на высоте ветерок явно был, и появился небольшой снос. Нас снесло на несколько сотен метров от старта и летной базы. Дальнейшие усилия по "ловле блох" мне показались бессмысленными и я прекратил попытки по дальнейшему набору. Очевидно я оказался прав, так как через пару минут и та парочка тоже бросила это дело став возвращаться к лагерю. Они могли позволить себе побарахтаться еще немного, поскольку имея более быстрые купола имели шанс вернуться к старту с большего расстояния. Я же не хотел тащить своего тихохода в лагерь пешком на плече, поскольку у меня не было с собой даже рюкзака для него.
    Цель, была достигнута! Я показал, что на учебке можно летать не намного хуже, чем на спортивных аппаратах. Времени и высоты у меня было достаточно и в голову полезли шальные мысли типа - покрутить пилотаж или поскладывать купол. Я даже проверил фиксаторы у карабинов на подвеске, но тут вовремя вспомнил, что не взял с собой запасного парашюта. Мысль об этом немного охладила мое желание похвастаться перед всей публикой наблюдающей за цирком своей техникой пилотирования. Я сразу же нашел себе прекрасное оправдание своим сомнениям - "я инструктор и должен показывать хороший пример". Поэтому я полностью расслабился, откинулся назад на сколько мне позволяла неудобная учебная подвеска и, бросив клеванты запустил аппарат по очень длинной дуге, заканчивающейся над лагерем. Пару минут я отдыхал с полузакрытыми глазами, наслаждаясь тишиной и спокойствием после такого напряжения и последовавшей работе на пределе. Я немного не расчитал и поравнялся со стартом имея высоту более сотни метров. Это была не большая проблема. Было бы менее приятно не долететь до него, и я ликвидировал ее парой крутых разнонаправленных нисходящих спиралей, одновременно высматривая молодую и симпатичную Первопричину моего "подвига". Сделав последний разворот я прицелился в точку лежащую у ее ног, плавно и глубоко затормозил, становясь на ноги в метре от выбранного места посадки.
    Кругом все почему то молчали. Мне трудно было сдержать триумфальную улыбку, но получилось. Я сделал лицо, как будто ничего не случилось, и бережно передавая купол в руки учлету, утвердительно сказал - "Проверил. Летает." Я не ожидал, что кто-нибудь подойдет ко мне с расспросаим. Все было понятно. Надо летать! Через минуту другую приземлились и те двое. В этот день больше никто не летал. Штиль крепчал!.

Игорь Калашников