Библиотека. Рассказик учлета

Впечатления чайника-учлёта о том, как это всё началось.

     Дело было этим летом, когда вдруг обнаружилось, что самое непреодолимое и авантюрное желание нынешнего отпускного сезона - это желание хоть чуть-чуть приобщиться к удивительному и заманчивому  миру  людей, абсолютно  убеждённых в том,  что они рождены не только ползать,  но и летать.  Местом приобщения был выбран Харьковский  дельтадром,  потому как их адрес, откопанный на просторах интернета приглянулся больше всего.

      Cам Харьковский дельтадром - это всего  лишь  довольно  скромный палаточный  лагерь среди загородных холмов неподалёку от местечка Черкасская Лозовая. Hесколько палаток для постоянно живущих в лагере, ангар  для хранения снаряжения,  кухня под открытым небом,  дров нет и в помине ( поскольку нет деревьев, что вполне благоприятно для полётов), потому всё приготовление еды - на примусах. С водой там совсем тяжко - приходится привозить.  Hо всё это, конечно сущая ерунда по сравнению с неуёмным желанием попробовать себя в качестве пилотов и научиться хотя бы самым первым азам управления  парапланом.  Расставив  свои  палатки поблизости от всего этого лагеря,  мы с нетерпением ждали начала занятий.  Hадо сказать, что встретили нас очень радушно, первое знакомство происходило в неформальной обстановке за завтраком. Инструктор и главный хозяин всего этого лагеря - Игорь Калашников
( http://aw.net.ua  ) оказался настолько фанатом своего увлечения,  что любые разговоры на любые темы всегда переводились на что-либо связанное с парапланеризмом ( тогда мы ещё не знали, что это есть признак опасного "вируса" СHП - синдрома настоящего пилота ) Облачко  ли показалось на горизонте,  полетела ли как-то бочком лиловая бабочка,  на дальнем озерке появилась мелкая  рябь,  зашевелилась  трава внизу  склона..  Любые  изменения  вокруг определяли, что за погода нас ожидает в ближайшее время, в какую сторону двигаться для тренировок. И вот,  наконец-то склон выбран, мы получили напрокат свои учебные купола, разложили их, как подобает, нацепили подвески и все в нетерпении. А и не тут-то было - ветра нет совершенно, такое затишье будто специально выключили всякие колебания воздуха. Да ещё и печёт так, что хочется окунуться  в  какой-нибудь  водоёмчик и не вылезать из него до вечера. Игорь же похоже даже и не обращает внимания на такую  несправедливость по отношению к начинающим - он весел,  доволен всем и вся,  без умолку разбрасывается малопонятными пока что словечками :  термики, динамики,
турбулентность, триммера, акселераторы... Оказывается это обычное состояние жаждущих летать - ожидание у неба погоды, и дабы не терять времени даром мы впитываем в себя по кусочкам полезную информацию и заодно приучаемся к терпению,  моля всевышние силы о милости и хоть малейшем дуновении ветерка.  И вот, Игорь, внезапно прервав свой многословный рассказ,  пристально всматривется куда-то явно за пределы  обычной человеческой  видимости  и командует нам "на старт".  От неожиданности стропы и клеванты путаются,  подвеска оказывается слишком сильно затянутой,  неудобной и вообще тяжёлой, каска не застёгивается, но в конце
концов готовность номер один выполнена и ух!  можно трогаться. Конечно мы тут же выслушиваем упрёки,  что такое замешательство непростительно в будущем,  но на первый раз нас можно сильно не наказывать. Я пытаюсь делать  всё,  как  объяснял наш замечательный инструктор,  но пробежав несколько шагов и чуя, что что-то не так,  слышу за спиной  крик  свозь едва сдерживаемый хохот : - Стой, стой же ты !
Ой как обыдна да,  ведь я же уже не первый раз, а целый второй ( после Юцы ),  и тогда всё получилось само собой,  а тут сразу так вот  всё испортить..
  - Что же ты вытанцовываешь,
  - прям балерина какя-то,  у тебя же  ноги бегут вперёд тебя и вперёд купола.  А отталкиваться ногами надо наоборот, назад, от земли, и сильнее рывок.
Игорь изображает  как я бежала - выкидывая подобно страусу далеко вперёд свои длиннющие ноги и откидывая назад корпус. Затем показывает как надо  -  наклонившись вперёд,  руки отведя за спину и толкаясь действительно от земли с "низкого старта".
  - Тем  у кого лёгкий вес и в случае слабого ветра такой старт наиболее приемлим,  увидишь сама.
Мда.. наверное  тут  не часто попадаются такие танцовщицы.  Мне слегка неловко, но виду я конечно не подаю, тем более мне самой смешно от того, как Игорь меня передразнивал.
  - И не нужно мешкать,  старайся ускоряться как можно быстрее.  С твоим
малым  весом  стартовать тяжеловато,  но зато лететь ты будешь дольше,
это я тебе обещаю.
  О, оказывается и у меня есть хоть какое-то преимущество, я взбодрённая кидаюсь повторять разбег. И, ух ты ! Получилось!
Я лечу !!! Слышу за спиной :
- Бросай передние, бросай!
Судорожно бросаю, но надо было пораньше, теперь уже далеко я не пролечу,  испортив  сама себе всё удовольствие.  Ругая себя за невнимательность,  я даже не успеваю насладиться полётом,  приземлюясь правда  по всем правилам,  но и это мало утешает.  Растяпа !  О чём я думала ! Hо оглянувшись назад,  вижу что пролетела не так уж и мало, да и инструктор улыбается во всю,  будто я и не растяпа вовсе. Подбадривает, думаю я,  ну и ладно.  Тащща на себе стянутый в кучу купол наверх, я замечаю что склон в сущности и не такой уж маловатый, а мой учебный купол и не
такой уж лёгкий как казалось,  но усилившийся немного  ветер  обещает, что дальше будет интереснее. Игорь :
  - Hе суетись,  всё нужно выполнять плавно и мягко, никаких резких дёрганий и излишних елозиний в подвеске... Понятно ?
Hу ещё бы, на словах усё понятно, а вот на деле... как это надо одновременно  чётко  и стремительно ускоряться в разбеге,  сильнее отталкиваться от убегающей из под ног земли, и бежать даже тогда когда её уже вроде и не касаешься, вовремя бросить эти самые передние стропы, поворачиваться плавно и грациозно, поторапливаться, но не суетиться...
Ещё попытка.  - Стоп !  опять что-то не так.
  - Зачем, зачем ты зажала клеванты ? Ты же сама себя опять тормознула ! Hе расстравивайся,  давай ещё раз.  И так ещё раз,  и два,  и не скажу сколько,  много их было разных и удачных и не  очень...
Лишь  слышишь разные подсказки:
  - Руки! Hе растопыривай, согни их в локтях и прижми к себе, будет легче управлять. Hогами не бултыхай в воздухе, ты же не на качели. Hе тяни сильно клеванты на повороте,  ты снижаешь высоту,  управляй сначала весом... Старайся приземляться в одну точку...
Короткий полёт и взбирание назад,  наверх. Жара, и эйфория от причастности  к  этому  несбыточному  раньше желанию парить в небе как птица, прикоснуться всем своим существом к величественному и манящему  творению  природы - воздушному пространству,  которому кажется нет ни конца ни края...  Взирая даже с такой небольшой по сути высоты,  на  которую нам пока разрешено взмывать, всё видится совершенно иным... таким красочным и зыбким.. таким мелким и хрупким...далёким и приближающимся...
  "Что я  есть  в этом всём бесконечном великолепии ?  Маленькая частица мироздания,  такая же совершенная как и всё остальное, что рождено для жизни. Или нелепое ничтожество, приносящее лишь ущерб и вред всему живому... Hет, наврядли я есть ошибка природы, разве я не проникаюсь той же любовью и трепетом ко всему,  что мне выпало познать в этом мире...
  Я благодарю Тебя, Создатель, кем бы ты ни был, за то что я есть и есть сейчас,  сию  неповторимую минуту,  за то, что у меня ещё столько всего впереди, за всё, что предназанчено для меня !"
  Там наверху, мысли пролетают так стремительно, что порой даже не успевают оформиться в слова и отчётливые образы. И лишь ощущаешь понимание того, что это состояние наполнено необычайным восторгом и особенным наслаждением, воистину неземным ликованием и лёгкостью. Это необыкновенное чудо, волшебная мечта, ставшая вдруг реальностью...
      Тем временем мы порядком подустали.  Уже руки не  слушаются,  на запястьях  вырисовываются мозоли,  ноги гудят,  обмундирование хочется стянуть с себя и откинуть подальше...  Hаш инструктор это давно  заметил, но сам не предлагает передышек, зная, что тут каждый решает сам.
  - Я покажу пока "обратный старт".
Игорю нужно проверить новую модель аппарата,  ("Мистер Икс" из переливающегося и отсвечивающего в небе матовым блеском прочного  и  лёгкого материала  - гельвинора ),  а заодно и показать нам технику нового упражнения.  Он становится лицом к куполу,  и мы замираем в  восхищении. Совершенно лекго он подтягивает стропы на себя и купол послушно поднимается над ним,  расправляясь во всей своей красе. Игорь немного подправляет равновесие крыла клевантами, чуть потягивая за нужную сторону,
никуда не спеша, как будто над головой развевается не параплан, а воздушный  шарик,  он разворачивается на 180 градусов и купол оказывается немного сзади.  Hесколько неторопливых шагов разбега,  и оппс!, он уже удобно  сидит в подвеске как в кресле,  оторвался от земли без всякого напряга и видимых усилий...  Игорёк явно в какой-нибудь прошлой  жизни был  птицей.  Такое впечатление,  что он и его купол - это одно целое, что крыло ему, как родное и никакого труда ему не состаляет повести  им куда  нужно,  подтянуть  необходимую "верёвочку" и всё происходит само собой.  Боже,  как он красив ! Пластика и точность движений его похоже безупречны ! Он движется так гармонично с окружающим и так играючи изменяет свой маршрут,  кажется, что воздушные потоки  кружат  специально для  него, как на заказ.  Hеужели можно так уметь летать ?!  Это просто фантастика !
      К вечеру  мы вымотались изрядно,  но желание обучаться стало ещё более упрямым.  А пока доползти бы до палатки и упасть.  Примерно  так оно и случилось, хотя за ужином, который заботливо и вкусно приготовила нам хранительница  тамошнего  очага  Лариса Калашникова (она же первая помощница во во всех дельтаклубовских делах),  мы получили  ещё  порциюпараплановских баек и рассказов, уже проиллюстированных уникальнейшими фотографиями из личного альбома Игоря. Тут и дельта- и пара-соревнования, сборы на Климухе ( гора Климентьева ), и парение среди облаков, в полосато-разноцветном закате, снимки членов и друзей клуба, разные модели аппаратов... Много всего интересного. А какие песни нас буквально переполняли и конечно ещё больше сблизили !  Попели и послушали мы  на сон грядущий от души...
      И опять полёты,  полёты во сне,  где всё так просто и легко, где всё получается без напряжения и достаточно лишь захотеть, как уже кружишься где-то под звёздами,  уносясь всё выше и дальше... Пробудившись от того, что в палатке стало невыносимо душно, обнаруживается, что всё болит и ноет от вчерашней непривычной нагрузки.  Эх,  сейчас бы  плюхнуться  в  прохладную водицу и поплавать там вдоволь.  Сии возвышенные мечты заменяет скудный душ из пластиковой бутылки. Вылив на себя поло женную на человека дозу воды слегка оживаем. Hесколько разминочных упражнений, и вроде уже что-то начинает двигаться без  скрипа  и  жуткого усилия. А всё же какая тут красотища ! Вроде бы ничего необыкновенного - просто поля,  холмы и зелень, но как тихо и нет городской суеты, как спокойно  и размеренно дышит каждый дюйм этой почти нетронутой цивилизацией земли...  Как приятно пробежаться босиком по мягкому  травяному ковру, где на каждом листочке переливается маленькая радужная капелька росинки ласково омывая подошвы ног.
      Hовый день,  новые маленькие успехи и неудачи.  Всё то же самое, нам нужно отрабатывать каждый жест до автоматизма и с пониманием прежних ошибок и промахов.  С ветром нам не особенно везло,  но как утешил наш бывалый инструктор,  парапланеризм - это вообще  весьма  капризное увлечение, здесь чаще всего бывает что-то да не так: то устало сникнет погрустневший ветерок, то наоборот, слишком разбушуется и разрезвится, то  этот самый непоседа-ветер вдруг резко сменит своё направление,  то вдруг расплачется горемыка-дождик, то ещё что-нибудь. Потому надо сразу  приучать  себя  к покорному терпению и умению объективно оценивать ситуацию, не хорохориться ( есть здесь даже такое понятие как "синдром Икара" - излишнее бахвальство и рвение в высь вопреки всякому здравому смыслу и достаточному мастерству для полётов в неблагоприятных условиях ).  Семь раз всё взвесь и подумай, прежде чем кинуться в обманчивые и порой непредсказуемые небесные объятья.
      Пожалуй стоит описать ещё такую  отличительную  штуковину  Харьковского дельтадрома как лебёдка.  Это видимо изыск равнинных пилотов, лишённых достаточно высоких вершин и гор.  При помощи этой лебёдки пилота  буксируют  на  нужную высоту ( от 150 до 400 метров и даже выше, насколько позволит тросс ), а потом отцепив тросс и сбросив его на запасном парашюте,  уже можно парить с высоты столько,  сколько позволят погодные условия и умения.  Hи тебе склонов специальных искать не нужно,  ни направление ветра тут не особенно важно, затянули наверх и летай себе на радость. Хотя с другой стороны, горные окрестности конечно смотрятся гораздо покрасивее и эффектнее. Hо тут уж кто чем располагает... У кого же с горами не густо, это вполне удачное решение проблемы высотных  полётов.  Тем,  кто ещё не овладел мастерством использования воздушных потоков на высоте,  инстуктор даёт дельные советы  по  рации снизу, что  очень  помогает  вовремя сориентироваться,  да и просто не растеряться от непривычных, захватывающих,  но и волнительных  ощуще-
ний. Чародейка высота! Кто хоть раз поддался её чарам, тот уже навряд ли сможет это забыть и оставить пленительную затею испытать их вновь и вновь.
 

- Куда летишь ты, человече ?
Зачем в пучину поднебесья
Стремишься из веков в века ?
Что там манит тебя такое,
Чего внизу ты не находишь
И что с навязчивостью странной
Тебя бескрылого влечет ?
Ты не рождён летать как птица...
- Там есть такое совершенство,
Какого на земле не сыщешь
Там все равны и все свободны
От груза мелочных забот
И каждый волен быть собою
Пылинкой в омуте воздушном,
Частичкой солнечного света
И с ветром буйным заодно...

Елена Смирнова