Библиотека. Приятные мгновения минувших дней.

(у каждого свой путь в Небо)

     Сколько себя помню всегда была рядом мечта о свободном полете. Нет, не управление и полет на большем самолете, не сложное управление авиалайнером, а ветер в ушах, разворот по одному наклону тела.
    В 1957 году отец, раскошелился и купил, к дню рождения, заводские, алюминиевые сани. Таких в нашем селе не было ни у кого. Всю зиму мальчишки с завистью смотрели как я на большей скорости скатывался с горы.  Мы жили в Ставропольском крае в
с.Шишкино и гряда высотой до 150 метров тяну-лась в доль нашего села. Мысль прибавить к скорости еше и высоту привела меня к тому, что я за лето 1958 года смастерил и закрепил крылья к моим саням. Они представляли собой две  деревянные рейки по три метра, крепившиеся к саням и такие же  рейки вместо нервюр. Обтянутые простынью и покрашенные краской, они в полной мере представляли собой простейшие крылья. На этой конструкции, лежа, удавалось после трамплинчика пролетать до 30-50 метров на высоте где-то пол-метра. Склон был достаточно крутой, что и позволяло получить бешенное удовольствие от мгновения полета над землей, пусть и не высоко и  не продолжительное время. Полеты продолжались до тех пор, пока мой друг не свернул себе шею, пробуя освоить эту технику. Мне наверное чудо позволяло отделываться только синяками и не иметь проблем.
    Все свободное время было занято моделированием в том числе простых схематических планеров и самолетов с резиновыми двигателями, что в принципе и дало чувство , ощущение и возможность управлять своим телом в про-странстве.   Настольные журналы были “Техника молодежи”, “Моделист конст-руктор”, и конечно “Наука и жизнь”, где и черпались  все необходимые сведения.
    Первый полет осуществил в 1983 году с горы Чегет. В то время из-за астмы отец вынужден был переехать в горы, устроиться на работу лифтером  в “Итколе”- Приэльбрусье, а я навещал его, когда был в отпуске, к тому времени судьба забросила меня на западную Украину на Ровенскую АЭС. В то лето в Итколе жили ребята из Москвы и летали на дельтапланах. Конечно я знал , по публикациям о Михаиле Хогберге, о дельтапланах, вернее их тогда называли крылом Рогало, о принципе управления этой летающей алюминиевой лестницей , обтянутой тканью из балонии.
 Понаблюдав со стороны за полетами этих ребят, я обнаглел и попросил дать слететь мне с горы на их аппарате. На что последовал вопрос - А ты умееш?
     “Я что похож на  сумашедшего,  чтобы  не умея летать броситься головой вниз и сломать себе шею?”  Аргумент видимо был не отразим и нагл, что ребята подцепили и ....... Как происходил сам полет я помню до мельчайшей подробности.
Когда, пробежав пару шагов аппарат взмыл, а вернее замля ушла в низ, естественная реакция - ручку от себя, чтобы уменьшить скорость и, чтобы все происходило помедленней. Это привело к тому, что аппарат поднимая нос стал входить в режим парашютирования, без сваливания в какую либо сторону.   Крики с горы, мягко выражаясь, рекомендовали - ручку на себя!!!!!!  Команда была выполнена, полет приобрел нормальный режим, правда высоковато было для первого полета, но я благополучно приземлился на футбольное поле около гостинницы.  Долгое время после, даже во сне проходил анализ полета.
    Самостоятельно изотовленый дельтаплан в 1987 году не летал, так как  ткань, которую я использовал - простой лавсан даже не колондрированый. И естественно воздух проходил сквоь ткань и не держал даже сам аппарат , хотя стометровки с аппаратом давали определенный опыт.
    В 1992 году купил новенький “Славутич УТ”, радости было немерено, всего 21 кГ, а как летал, как танк, но зато управлялся очень легко. Я иногда и сейчас балуюсь беря его на горку и спрыгивая вниз. Куда я его только не таскал. В Карпатах мы с ним были. Летали по коридору проложенному для горнолыжников, где ограничения по сторонам не более 5-7 метров, а сосны в Карпатах - большие, высокие.
    В Приэльбрусье он ехал на мне, сначала по канатке, а затем на шее до “Приюта -11”, переночевав, мы поднялись с ним на “Скалы Пастухова” , расправили крылья, долго, долго семенили ногами - был практически штиль, и все таки оторвались от бренной земли, пропорхнули над “Приютом”, поболтались над скалами, это было первое ощущение полета в каламбуре потока, и  присели на площадку, вернее на дорогу, на виду у шашлычников и зевак с шашлыками во рту, что около “Азау”.
    Когда был в воздухе очень боялся - как я попаду на такой маленикий участок. Ведь с верху все такое маленькое.
    Зерно сомнения,  к дельтапланеризму посеял Хегай Валерьян, когда мы пригласили его команду из Славутича на праздник города, со своими лететельными  аппаратами. Вместе с ним приехал и Румянцев Борис, который демонстрировал полет на параплане с мотором и полет на самодельной “метле”- к сожалению он погиб на своей самоделке в 1996 году. Вот тогда то Валерьян  по-казал параплан и  управления им. Это оказалось так же просто, как и управление дельтапланом, только комфортность полета была намного предпочтительнее, намного легче по весу, что в принципе и предопределило параплан и только параплан.  Всю технику приходилось осваивать практически самостоятельно и на собственных ошибках. С 1996 года, если можно так сказать, летаю на параплане Коктебель,  изготовленного в Москве в 1919 году (читать в 1991г).
В прошлом году слетел с Воловца, вниз на поляну у огородов, и чесно скажу впервые я испытал страх, когда  стартовал от креста и буквально хлестанули сосны по подвеске, понял, что садиться некуда. Везде деревья высотой до 30 метров. “Придеревянеешь” на верхушки, не слезешь ведь обезьяннего опыта, лазать по деревьям у меня нет.Только уговоры - ну давай, давай заставили параплан долететь до первых  дворов. Пронесло.
    В этом (1998-м) году вместе с группой в 40 человек  поднимался на Говерлу, ну и естественно в рюкзаке ехал на мне параплан.  Надо-ли  говорить о той красоте гор, когда смотришь на них с верху?  Это захватывающее зрелище. Меня немного побросало, приподняло у кромки скалистого выступа и спустило на спортивную поляну турбазы.
    Но на всю катушку “оторвался”  в Планерском в августе.  Параплан - вспомнив свое одноименное название с Коктебелем, воспрял духом и позволил мне , цепляясь стропами за камни полетать вдоль горы  туда и обратно, туда и обратно.... Впервые встретился с одночекнутыми, Женя из Харькова,SC, Андрей и Саша из Москвы, летавшие на каком то Гадзиле, с АЭРОСА Петр с грудным ребенком и  женой . Смотреть , анализировать, учиться так бы сказал великий Л., если бы он летел на параплане. Что я и делал и летал , намного ниже чем ребята, менее эффектно но летал. И все это на параплане который не намного отличается от спортивного парашюта и двух сшитых простыней и летает только по просьбе, но что самое главное он очень безопасен и прощает практически все ошибки. Как школьная парта он безупречен. Хотя так хочется уже и стримера прижать и спидбар придавить, да больно “крутые” цены на “хотелку”.
    За сентябрь научил 3 х ребят, стоять на ветру и держать стабильно параплан над головой. Одного на привязи запускали на небываую высоту меторов 5 - мы бежали вдвоем, высунув языки для балансировки, он болтал ногами и визжал от удовольствия. Этим я стараюсь приумножить число “чекнутых”, естественно со всеми мерами предосторожности.
    Думаю вся эта информация может послужить примером - как не надо учиться летать на подручных материлах и приспособлениях. А, если очень хочется, то - МОЖНО!?..

Владимир Дьяков.