Библиотека. Нужен ли запасной парашют?


Не смотря на очевидную необходимость данного элемента экипировки пилота, дебаты по этому поводу возникают и по сей день. Статья призвана лишний раз подчеркнуть и пояснить важность спасательных систем.


    Итак. Когда же пилоту нужно брать с собой запасной парашют или, как принято говорить, "запаску"?..

    ...Всегда! Звучит, конечно, очень категорично. По крайней мере, если вы просто подумали о том брать или нет в данный полет запаску - это уже повод, чтобы ее взять.
    Безусловно, когда речь идет об учебных полетах, в простых условиях, на высоте нескольких метров и под руководством инструктора, можно пойти на какие-то отступления от правила "Всегда". Однако, когда слышишь заявления типа: "...да я почти никогда не беру запаску..." - от пилотов, которые отлетали несколько сезонов, здесь можно только пожать плечами.
    Какие, обычно, выдвигаются аргументы в пользу "не брать"?
    Отсутствие средств на приобретение запаски я вообще не воспринимаю как аргумент. Ни одна царапина на вашем мизинце и ни один синяк на коленке не стоит средств потраченных на запаску.
    Дальше. Наиболее частый аргумент: "Я летаю все время ниже чем 70 м, и следовательно она не поможет".
    Да, производители систем спасения гарантируют раскрытие парашюта при запасе высоты не менее 70 метров (это стандартная гарантируемая высота). Эта цифра основана на данных многократных тестирований, которые показывают, что даже полностью разрушенный (запутанный ПП) летательный аппарат вместе с пилотом не имеет скорость сниженияя больше чем 20 м.с., а при такой скорости запаска открывается менее чем за 3.5 секунды. Вроде бы расчет верный - 70 м. и все тут. Однако не нужно забывать, что при падении ЛА имеет не только вертикальную, но и горизонтальную скорость. Плюс к этому, если шансы на то, что запаска раскроется, скажем, 50 на 50, то неужели вы ею не воспользуетесь?  Горизонтальная скорость уменьшает высоту срабатывания Кроме того, ваша запаска может быть наполнена частично за счет вашего движения в горизонтальной плоскости и тем самым раскрыться гораздо раньше, чем вы потеряете 70 м (см. Рис.). Вдобавок время (а следовательно и высота) раскрытия запаски зависит и от того, как вы запаской воспользуетесь. При некоторой тренировке и удобном расположении запаски на подвесной системе пилот может осуществить ее ввод за время около 1 сек. При этом время раскрытия несколько сократится, особенно, если бросок будет сильным (а не просто падение контейнера под собственным весом).
    В добавок есть общие правила ввода в действие ручных систем спасения. Также, в паспорте спассистемы ее производитель, обычно, кратко описывает способ наиболее выгодного ее введения.
    На своей практике я наблюдал несколько случаев использования запасного парашюта. Все случаи произошли на высоте до 150 м. над поверхностью земли.
    В одном из них выброс запаски произошел случайно по халатности пилота дельтаплана и на высоте всего 20 метров. Однако раскрытие произошло очень быстро и четко ввиду небольшого (нормального 1-2 м/с) снижения ДП, в результате пилот приземлился отделавшись легким испугом. Это говорит многое в пользу "использования" горизонтальной скорости ЛА для раскрытия парашюта.
    В другом случае при столкновении двух ДП на высоте 20 м один пилот выбросил запаску, которая также успела раскрыться, но погасила только горизонтальную скорость. Пилот сумел ввести запаску в действие практически мгновенно. В результате чего он отделался лишь легкими ушибами вызванными вертикальной скоростью, которая не успела сильно возрасти ввиду малой высоты и воздушного сопротивления того, что осталось от ЛА после столкновения. В этом случае парашют просто не успел занять нормальное положение над головой, но тем не менее оказался весьма кстати.
    Эти случаи показывают, что наличие и введение запаски оправданно практически ввсегда, вплоть до очень малых высот.
    Парапланеризм развивается быстрее чем дельтапланеризм, и это затрудняет своевременный сбор и обнародование статистики проишествий. Однако пилотам ПП не грех поговорить об этом с дельтапланеристами, которые видели на своем веку несколько больше. Тем  более что в полете ДП и ПП больше сходства, чем различия.
    Слышал я как-то мнение одного достаточно опытного парапланериста. Он утверждал (и даже учил этому более молодых пилотов), что при сильном складывании купола запаску вводить нежелательно, а нужно "до конца" бороться. пытаясь расправить купол. Он аргументировал это тем, что запаска не гарантирует удачное приземление. Однако он забыл о том, что запаска по крайней мере гарантирует пилоту, что скорость его падения будет не больше чем 6 м/с (стандартное значение). А это все-таки не 20м/с! Безусловно расправить купол до встречи с землей и продолжить полет, это заманчивая идея особенно на серьезных соревнованиях. Это плохая практика. Каждый год происходят несчастные случаи с летальным или очень тяжелым исходом , когда имея запас высоты в несколько сотен метров пилоты, тем не менее, продолжают "бороться до конца" с куполом и не раскрывают свои запаски вплоть до контакта с землей.
    Хочется еще добавить. На малых высотах ниже от 30 до 70 м при складывании купола более 50% длительная борьба с куполом чаще всего просто недопустима. Нет времени. И после первых же же прокачиваний купола клевантами нужно немедленно ввести запаску.
    Вообще малые высоты вызывают наибольшие споры и однозначности здесь нет. Однако, вне всякого сомнения, запаску нужно иметь. И решение использовать ее или нет пилот должен принимать исключительно быстро (просто будьте предельно внимательны на малых высотах).
 
    Хочется также обратить вимание очень рьяных и хвастающихся своей "крутизной" пилотов, которые пренебрегают запаской, на тот факт, что времена "камикадзе" прошли. Если эти слова не убедительны, посмотрите, к примеру, по телевизору какой-нибудь документальный фильм про современных каскадеров. Они все просчитывают до мелочей на столько, что иногда опасность трюка сводится, практически, к нулю. Не забывайте о том, что праздные зрители, наблюдающие за вашими "подвигами" все-равно не знают (или не помнят) - есть у вас запаска или нет. А среди опытных пилотов, летая часто без парашюта, скорее всего заработаете репутацию "камикадзе" и не очень надежного пилота. Вы ведь не хотите, что бы вас все сторонились в воздухе и сделаться предметом для шуток?

    Чем же еще хороша запаска?
    Присутствие спассистемы в вашем полете добавляет любому пилоту чуство уверенности. А это, в свою очередь, позволяет сделать в полете значительно больше и более спокойно, зная что у вас ВСЕГДА есть "последний шанс". Это косвенно повышает и безопасность. Таким образом, если вы (даже не на соревнованиях) хотите кому-то что-то доказать, берите запаску и тогда точно докажете. В моей ранней практике и в практике моих друзей бывали случаи, когда стартовав "максимально облегченным" с целью погулять в утреннем легком бризе (молоке) на высоте 10-20 метров, я обнаруживал термики и приходилось возвращаться, чтобы "доэкипироваться".

    Весьма необычно указывать на такие особенности запаски, как ее вес. Например наличие запаски  весом 3-5 кг увеличивает загрузку вашего крыла, тем самым добавляя устойчивости любому ЛА. Особенно, если вы летаете с недогрузом.
    Кроме того, расположение контейнера с запаской на спине (ПП подвески) может смягчить удар о землю при падении с высоты, в несколько метров, что в жестких погодных условиях - весьма выгодное преимущество. У меня "в детстве" был один случай, когда я заходил на посадку на ограниченную деревьями площадку в сильный ветер. Последние 30 метров высоты началась невообразимая болтанка. В последнем броске вертикально вниз с высоты 20 метров я со всей силы отпихнул от себя ручку, (ДП) но успел лишь развернуть дельтаплан параллельно земле. Удар пришелся плашмя, стойки трапеции мгновенно согнулись и я стукнулся грудью о каменистый грунт. Меня спасло от серьезных травм только то, что запаска на моей ДП подвеске находилась на груди и смягчила прямой удар.

    Чтобы закончить статью, скажу, что в действительно тяжелые ситуации пилоты, к счастью, попадают редко, однако, если имеется хоть один шанс на миллион - учтите его.

Игорь Калашников