Библиотека. Когда лучше начинать и как подготовиться к обучению.


    Статья адресована тем, кто хочет серьезно научиться пилотировать сверхлегкие ЛА, но не решил еще, когда это лучше делать и как к этому подготовиться.

Когда лучше начинать.

Прежде всего внимательно и критически отнеситесь к своим чувствам и жгучему желанию подняться в небо!
Этой фразой хотелось лишь подчеркнуть, что приняв решение летать, не стремитесь все сделать в один день, как бы вам этого не хотелось, чтобы вам ни казалось, и как бы вы высоко не оценивали свои собственные способности. За свою многолетнюю практику мне не приходилось сталкиваться с начинающими учиться летать людьми, которые могли бы научиться технике пилотирования ЛА и всем летным премудростям за один день (а там были и парашютисты, и летчики-истребители, и профессиональные каскадеры, и, и, и..) до приемлимого уровня безопасности. При самых уникальных ваших способностях вы можете расчитывать на уменьшение срока обучения не более, чем на 30-40 процентов. Дополнительно о том, за счет чего сроки обучения немного сокращаются читайте в пункте о подготовке ниже.

Говоря - КОГДА лучше начинать, подразумевается в первую очередь время года*, которое вы собираетесь выбрать для прохождения обучения. Следует заметить, что учиться лететь на дельтапланах и парапланах можно в любое время года и в достаточно широком диапазоне температур. Каждое время года имеет свои плюсы и минусы, которые сведены в таблицу ниже. Ну, и поскольку некоторые факторы, влияющие на процесс обучения, могут по разному восприниматься разными школами и учениками, я не настаиваю на абсолютности этой таблицы. Она составлена лишь для того, чтобы вы просто обратили внимание на определенные моменты, которые могут оказать существенное влияние на комфорт, безопасность, скорость обучения и пр.

  плюсы: минусы:
Зима
  1. Не жарко.
  2. Если снежая, то чисто, не запачкаешься, иногда смягчает грубые посадки.
  3. Холодный воздух более плотный и лучше "держит" ЛА, а более тяжелым пилотам немного легче научиться стартовать.
  4. Турбулентность ниже среднего, воздух более спокойный, динамический поток более ровный и стабильный, чем весной и летом.
  5. Меньше желающих учиться и, следовательно, вам достанется больше внимания инструктора.
  1. Бывает довольно холодно. Длительность времени нахождения в воздухе зависит от температуры.
  2. При большом количестве снега или гололеде труднее перемещаться и отрабатывать наземные упражнения.
  3. Подготовка к полету на морозе несколько затруднена.
  4. Оборудование и экипировку нужно сушить после летного дня.
  5. Короткий день (для особо активных учеников).
  6. Моторные полеты проводить не комфортно (холодно).
Весна
  1. Температура воздуха достаточно комфортная для обучения.
  2. Сезон еще не начался, поэтому пройдя обучение весной вы имеете все лето впереди, чтобы закрепить навыки, приобрести или доукомплектоваться оборудованием.
  3. Мощные, хотя и не продолжительные (1-2 дня макс.) условия для полетов в динамических потоках (обычно утро и вечер).
  1. Высокая термическая турбулентность, в следствие чего занятия часто приходится проводить утром и вечером (в средине дня только наземные упражнения)
  2. Неустойчивость погоды, частые ее смены. повышенное количество осадков и большое число дней с очень сильным ветром и сильной динамической турбулентностью.
  3. В силу неустойчивости погоды обучение может потребовать больше дней.
Лето
  1. Если не жарко, то учиться достаточно комфортно. Лето - есть лето!
  2. Обучение проводится в погодных условиях максимально приближенных к тем, которые вы будете считать идеальными после приобретения опыта парящих полетов. Следовательно теория парящего полета во время обучения летом воспринимается лучше.
  3. Для моторных полетов лучшее время работы это утро и вечер.
  1. Бывает очень жарко.
  2. Чаще чем в другие времена года встречаются штилевые условия, которые затрудняют старты и посадки. Иногда формируются микросмерчи, появление и передвижение которых нужно внимательно отслеживать перед стартом.
  3. Часть лучшего времени сезона тратится на обучение.
  4. Труднее и дольше приобретаются ЛА и оборудование, поскольку и пилоты и производители загружены по максимуму и, кроме того, часто бывают в отпусках.
Осень
  1. Температура воздуха наиболее комфортная для обучения.
  2. Воздух самый мягкий и равномерный в сравнении с всеми остальными временами года. Минимальная термическая и динамическая турбулентность, отсутствие резких атмосферных фронтов и, преимуществено, не очень сильный ветер делают обучение и полеты осенью одними из самых безопасных.
  3. Иногда можно выгодно купить БУ ЛА и пр. оборудование, поскольку перед зимой часть пилотов пытается быстрее их продать.
  4. На моторах можно работать почти весь день.
  1. Парящий сезон заканчивается, и в течение зимнего периода удовлетворительных погодных условий для полетов обычно меньше. Поэтому, если вы решите зимой совсем не летать, то возможно вам понадобится весной еще пару дней поработать с инструктором.
  2. Обучение в мягких условиях не всегда дает начинающему пилоту полную картину о том какой бывает воздух и, как следствие, отработка экстремальных ситуаций при обучении менее наглядна.

* Подразумевается что речь идет о средней полосе северного полушария

Начиная свое обучение расчитывайте сразу на то, что вы потратите на занятие целый день и не планируйтк в дни выезда на полеты больше никаких мероприятий.

Небольшая рекомендация для тех, кто все-таки не может потратить целый день на работу в поле ввиду сильной занятости, а может учиться только утром или вечером (днем, обычно не лучшее время, см. таблицу^): Расчитывайте на то, что обучение займет у вас больше времени, чем у других курсантов, поскольку одно практическое занятие предполагает не менее 4-х часов активной работы в поле.

Как подготовиться к обучению.

Как и в любом виде спорта ваши шансы на быстрое и безболезненное прохождение курса начального обучения увеличиваются, если вы сами по себе ведете физически активный образ жизни и привыкли постоянно находиться в хорошей спортивной форме. Особенно большим преимуществом в этом отношении будут обладать люди, которые ранее занимались сложно-техническими видами спорта. В качестве примера можно назвать: вело, мото, лыжи и большинство зимних, серфинг и все парусные, альпинизм, горный туризм, парашютные, коннй, и многие другие, виды, где происходят значительное передвижение в пространстве, активное взаимодействие с внешней средой и различными стихиями с помощью дополнительных приспособлений при активном и тонком контроле за положением тела в пространстве и использовании вестибулярного аппарата. Но даже, если вы регулярно занимались легкой атлетикой или волейболом, то это все-равно очень хорошо, поскольку любой спорт приучает к концентрации и тренирует умение быстро перераспределять внимание, что является одним из самых важных факторов в полете. Исключением из правил являются, пожалуй, лишь большинство видов плавания и, возможно интелектуальные виды типа шахмат и пр. где вестибулярный аппарат человека задействован не значительно или вообще не задействован. Однако, это тоже достаточно индивидуально и может почти всегда быть изменено и улучшено дополнительными тренировками.

Так или иначе, но любой инструктор, с которым вы будете работать ждет от вас, что вы сможете достаточно активно передвигаться и выполнять массу различных физических действий в течениии нескольких часов на протяжении нескольких дней и при этом будете успевать контролировать свои собственные движения и силы, реагировать на команды инструктора и обрабатывать другую теоретическую информацию. Конечно, вне зависимости от вашей физподготовки, любой профессиональный инструктор постарается подобрать для вас оптимальный режим нагрузки, но согласитесь, что если вы через полчаса умеренной ходьбы по склонам уже выбиваетесь из сил, то даже самая лучшая школа с самой отлаженной программой не сможет гарантировать вам быстрого обучения. Поэтому для экономии времени и денег (вряд ли кто-нибудь в наше время возмется вас учить летать квалифицированно и еще бесплатно :)) ) рекомендуется следующее:

  1. Выберите время года для обучения воспользовавшись советами из первой части статьи.
  2. Выбирая время для обучения обязательно примите во внимание вашу загрузку на работе или в быту. Не рекомендуется учиться летать, в тот период, когда у вас дел невпроворот, и вы находитесь в состоянии "как белка в колесе". Процесс обучения будет наполнен новой для вас информацией, и у вас должно быть достаточно времени на весь период обучения, чтобы просто обдумать и все ваши действия, и советы инструктора в промежутках между занятиями. Кроме того, попытайтесь подогнать свои неотложные дела таким образом, чтобы паузы между отдельными занятиями не превышали 1 недели. (Оптимально 2-3 дня).
  3. Поговорите с инструктором. При разговоре будьте с ним откровенны, как с вашим домашним врачом. Т.е. если у вас есть физические ограничения или просто сомнения, не стесняйтесь. Побеспокойте инструктора еще столько раз, сколько вам нужно для принятия решения. Получите советы о необходимом комплекте одежды и пр. для работы в полевых условиях длительное время.
  4. Оцените свой уровень физподготовки. Если вы считаете, что вы находитесь не в лушей спортивной форме, то отложите начало занятий дней на 10-15 и проведите для себя небольшой цикл общефизической подготовки с акцентом на ноги. Эта подготовка ни в коем разе не должна быть форсированной и изнурительной (выше своих возможностей не прыгнешь). Просто, выполните 3 (а лучше 4-5) активных "прогулок" длительностью не менее 3-х часов с паузами не более 1-2 дня между ними. Во время прогулок желательно пройти (пробежать легкой трусцой) не менее 10 км. и выполнить упражнения из курса общефизической подготовки. Ориентируйтесь по самочуствию и распределяйте нагрузку равномерно по времени занятия. Обычно время первичной адаптации к нагрузке у человека составляет примерно 3-5 дней, но если вы чуствуете, что вам необходимо больше, то не спешите.

***

Если желаете спросить что-то дополнительно...